Швейцарский раскол

“А”- СПРАВКА

Швейцарская пенсионная система - многоуровневая. Она была принята в 1972 и 1985 годах. Состоит из т.н. “столбов”, при помощи которых делаются начисления в пенсионные фонды.

Первый “столб” - государственное страхование, которое включает в себя пенсии по старости, потере кормильца и инвалидности. Процент отчислений строго определен законом (в настоящее время - 5,12%), средства поступают в государственный пенсионный фонд.

Второй “столб” - страхование для работающего населения. В отличие от первого случая размер взносов от сотрудника и работодателя определяется индивидуально, но при ряде условий (Возраст ниже пенсионного, но выше 17 лет и доход не меньше 21 150 швейцарских франков в год); взносы производятся в фонд, выбранный работодателем, но при смене работы человек может перевести начисленные средства в другой фонд. Гражданин, делающий взносы в первый и второй “столбы”, будет получать пенсию в размере 60% от последней средней зарплаты.

Третий “столб” предполагает добровольное самострахование.

СУТЬ РЕФОРМЫ

Швейцария известна, в частности, тем, что отвергает возможное реформирование системы пенсионного обеспечения. К примеру, в 2010 году была отвергнута идея перехода исключительно на так называемые профессиональные пенсии. По мнению граждан, такая система могла бы привести только к уменьшению пенсий, поскольку доход работника уменьшается с приближением к пенсионному возрасту.

Новая пенсионная реформа была инициирована для преодоления последствий стремительного старения населения и в то же время для нахождения баланса с системой социального благосостояния. Цель состояла в том, чтобы сохранить равновесие в пенсионной системе до 2030 года путем экономии и обеспечения дополнительного дохода.

Законопроект был поддержан центристами и левоцентристами: консерваторами, “зелеными”, социал-демократами и либералами. По мнению политических сторонников реформы, она могла бы укрепить государственный пенсионный фонд и застраховать доходы. Категорически против выступило “правое” крыло парламента - Свободная партия Швейцарии (FDP), имеющая репутацию радикалов, и Швейцарская народная партия (SVP). Они настаивали на том, что реформа “нечестная и предлагает неадекватные условия для решения проблем пенсионеров”.

Суть предлагавшихся изменений следующая. В первую очередь они касаются пенсионного возраста: планировалось увеличить пенсионный возраст для женщин с 64 до 65 лет. Для этих целей также предполагалось выделять государственному пенсионному фонду дополнительно 1,3 млрд швейцарских франков ежегодно. Помимо этого предлагалась возможность выйти на пенсию между 62 и 70 годами (сейчас это 63 и 70) - как для женщин, так и для мужчин. Стандартно мужчины выходят на пенсию в 65 лет и получают государственную пенсию фиксированного размера. Если выходят раньше наступления пенсионного возраста - пенсия меньше, если позже 65 лет - больше.

Изменения планировалось внести и в систему взносов при помощи второго “столба”. В настоящее время процент “возврата” средств с помощью этой системы составляет 6,8% в год (деньги вносят работник и работодатель) - иными словами, гипотетически ежегодно на внесенные 100 тыс. франков человек может получать 6,8 тыс. после выхода на пенсию. Реформа же предполагала снижение процента возврата на 0,8% - в данном случае человек получил бы только 6 тыс. из внесенных 100 тыс.

Для пополнения государственного пенсионного фонда планировалось повышение налога на добавленную стоимость на 0,3%. Сейчас доходы от НДС идут на выплату пенсий по инвалидности, но с 2021 года планировалось направлять эти средства и на выплату пенсий по старости.

Для того чтобы компенсировать возможные потери, предполагалось повышение государственных пенсий на 70 швейцарских франков. Сейчас их размер - от 1175 франков до 2350 в месяц

НЕТ КОМПРОМИССА

Возможные изменения в пенсионной системе фактически раскололи население Швейцарии. Противники реформы одержали победу с результатом 52,7%. По мнению экономистов, ни о чем хорошем это не свидетельствует. Так, Патрик Эмменэггер из Университета Санкт-Галлена считает, что “в Швейцарии предложению могут дать зеленый свет только при наличии общего компромисса. Результаты голосования показали, насколько мало места для консенсуса”. Ведущий экономист швейцарского банка UBS Даниэль Кальт отметил: “Трудно прийти к компромиссу, с которым бы все согласились. Население пока не показывает нужду в реформе, но рано или поздно перемены будут остро необходимы”.

Сторонников реформы хватает и среди профсоюзов Швейцарии. К примеру, безоговорочную поддержку изменениям в пенсионной системе высказал президент профсоюза Syna (объединение работников промышленности и сферы услуг) Арно Крест. Он полагает, что реформа “отвечает вызовам времени”, но первый и второй “столбы” пенсионной системы необходимо реформировать по отдельности. “Статус-кво увеличит финансовое давление на предоставление услуг по старости, и следующий пересмотр неизбежно приведет к более жестким сокращениям, таким как возраст выхода на пенсию 67 лет”, - отметил Крест в официальном заявлении Syna о реформе. С ним согласна глава профсоюза SCIV (крупнейшее франкоязычное христианское объединение кантона Вале) Кароль Фаррер: “Я безоговорочно поддерживаю реформу - и как женщина, и как профлидер. С одной стороны, предполагается полное финансовое обеспечение государственного пенсионного фонда, с другой - поддерживается, а в перспективе и увеличивается размер пенсий. Увеличение пенсионного возраста для женщин я считаю приемлемым, поскольку предполагаются соответствующие компенсационные меры”. И Syna, и SCIV поддерживали реформирование пенсионной системы еще в 2014 году на конгрессе швейцарских профсоюзов.

Работодатели тревожно отнеслись к результатам швейцарского референдума. В официальном заявлении Швейцарской ассоциации работодателей (SAV) утверждается: “По мнению SAV, от решения правительства провести обязательный референдум разит безнадежностью. Вместо того чтобы в среднесрочной перспективе обеспечить сбалансированную систему государственного пенсионного страхования, Федеральный совет Швейцарии рискует еще одним провалом в своем подходе. …В среднесрочной перспективе структурные меры неизбежны, что, с точки зрения работодателей, приведет к постепенному увеличению пенсионного возраста примерно с середины 20-х годов”.

Из крупных профобъединений неоднозначно к реформе было настроено Объединение швейцарских профсоюзов (SGB). С одной стороны, вопрос повышения пенсионного возраста для женщин был воспринят негативно. Член профобъединения Пол Рехштайнер полагает, что “многие женщины проголосовали “нет”, потому что не могли согласиться с увеличением пенсионного возраста. Женщины все еще зарабатывают значительно меньше мужчин в Швейцарии. Равная оплата, которая не была реализована даже через десятилетия после принятия соответствующей конституционной статьи, была и остается важным фактором формирования мнений в пенсионном вопросе”. В то же время он отметил следующее: “Проблемы с соцобеспечением в старости можно решить только существенным повышением государственных пенсий, и профсоюзы будут дальше за это бороться”.

*   *   *

Предложенную правительством Швейцарии реформу отвергло на референдуме чуть больше половины населения страны. С другой стороны, очевиден глубокий общественный раскол на разных уровнях: политическом, экономическом, социальном. Кроме того, реакция на законопроект была совершенно разной в разных кантонах. Несмотря на то, что реформа не прошла проверку народной поддержкой, не факт, что она через некоторое время не вернется - еще большим монстром Франкенштейна.

 

Источник: газета "Солидарность"