Трудовой подвиг Горьковского трамвая в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны автомобильный транспорт нашего города был мобилизован для нужд фронта.
Вся нагрузка по перевозке пассажиров легла на горьковских электротранспортников. Работать приходилось в очень тяжелых условиях. Не хватало электроэнергии. Если до войны городской электротранспорт получал до 14 миллионов киловатт-часов, то в 1942 году - 7 миллионов киловатт часов. Упала скорость трамваев, работали при затемненных фарах, отсутствовало уличное освещение, вагоны не обогревались, водители зимой протирали смотровые стекла солью. В зимнее время водители и кондукторы получали валенки и фронтовые полушубки. На остановке у Московского вокзала для бригад, работавших на первом и девятом маршрутах, один раз в смену из столовой № 4 выносили горячий кофе с сахарином и по два пирожка бесплатно.
В самые первые дни Великой Отечественной войны ушла на фронт по мобилизации и добровольно большая группа водителей, диспетчеров, работников депо. Перед Горьковским трамваем остро возник вопрос об укомплектовании состава вагоновожатых. Начальник службы движения С.П. Доброхотов и главный инженер М.С. Уляшов обратился к женщинам-кондукторам с призывом заменить ушедших на фронт товарищей. Службой движения были организованы курсы для переквалификации кондукторов на вагоновожатых. За три недели женщины-кондукторы освоили не только практику вождения трамвая, но и слесарное дело. За период войны было подготовлено 350 вагоновожатых. Кондукторский состав пополнялся за счет притока на работу домохозяек, жены заменяли ушедших на фронт мужей.
Несколько дней прошло с начала войны, а уже 45 работников электрохозяйства Управления горьковским трамваем подали заявление в парторганизацию и цехком с просьбой зачислить их в народное ополчение.
С самого начала войны многие промышленные предприятия многие промышленные предприятия начали перестраиваться на производство военной продукции. И горьковский вагоноремонтный завод в конце 1941 года принял на свои недостроенные площади эвакуированный из Брянска снарядный цех механического завода. На железнодорожных вагонах – платформах со станочным оборудованием прибыли рабочие, инженернотехнические работники с семьями. Крыша над вагоносборочным и малярным цехами еще не была закончена. Все же в этих условиях в срочном порядке были установлены станки. Вскоре завод начал производить боеприпасы.
Весь текущий ремонт подвижного состава пришлось возложить на депо. Крупные ремонты вагонов были временно прекращены. И только в июне 1943 года завод перешел в ведение Наркомата коммунального хозяйства и, не прекращая производство боеприпасов, вновь приступил к ремонту трамваев.
Несмотря на трудности, коллектив горьковского трамвая участвовал во всесоюзном социалистическом соревновании на лучший трамвай в республике, а в 1943 году, начиная с июня месяца, кроме сентября, занимал 2 место. Этому способствовало соревнование между службами, отдельными участками, бригадами, индивидуальное соревнование и «лунинское» движение. В 1943 году массовым соревнованием было охвачено 70 % работников горьковского трамвая.
С большим патриотическим подъемом вносили советские люди свои сбережения в фонд обороны страны. Работники горьковского трамвая собрали четверть миллиона рублей на строительство эскадрильи имени Валерия Чкалова.
В годы войны на предприятиях Горького родилось движение «двухсотников», которое стало всесоюзным. Среди горьковских электротранспортников одними из первых включились в это движение: К.И. Ревин – кузнец кремлевского парка, К.А. Бекбулатов – токарь вагоноремонтного бюро, А.Я. Никулин – электромонтер электрохозяйства, О.Ф. Ишина - вагоновожатая, А.С. Маркитантов – слесарь кремлевского парка и многие другие.
В 1943 году среди вагонных бригад получило развитие «лунинское» движение (за увеличение межремонтного пробега вагонов). Опыт знатного железнодорожника Лунина был подхвачен работниками горьковского трамвая. Одними из первых включились в это движение вагоновожатые Захарова, Татаринцева, Киселева, Камаев, Кондратьева, Ишина и др.
Самоотверженно трудились трамвайщики в тылу. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налета на г. Горький. Не раз выходили из строя трамвайные пути автозаводского направления при бомбежках горьковского автозавода. В один из вражеских налетов участок линии от Северной проходной до проспекта Кирова был превращен в груды искореженных рельсов, вздыбленной земли и развороченного асфальта. В мирных условиях на восстановление этого участка потребовалось бы не менее трех недель. Война изменила темпы: под руководством начальника службы пути Ивана Евгеньевича Попова путейцы восстановили линию через двенадцать часов. Была создана специальная служба по грузоперевозкам. Много сделали для организации грузового движения С.П. Доброхотов, И.Е. Попов, Е.Л. Ильюшин, Д.П. Дьяков. Подвижной состав службы грузовых перевозок составляли 20 грузовых платформ грузоподъемностью 4-5 тонн. Построены тупиковые пути и разъезды. Ежедневно на трамвайных платформах перевозилось 200-250 тонн народнохозяйственных грузов: топливо, мука и т.д.
Военные обстоятельства вызвали необходимость перегонки железнодорожных вагонов с Казанского на Московский вокзал по Окскому мосту. Вновь проложенные железнодорожные ветки присоединялись к трамвайным путям. Движение железнодорожных вагонов должно было идти одновременно с трамвайным. Трамвайщики успешно решили эту задачу. Подача железнодорожных вагонов велась, в основном, в ночное время или в часы, когда интенсивность трамвайного движения была незначительной.
Так работал горьковский трамвай в годы Великой Отечественной войны.
Добросовестным трудом горьковские электротранспортники приближали день Победы. После войны 350 работников Управления Горьковского трамвая были отмечены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Статья подготовлена по материалам юбилейного стенда «Поклонимся великим тем годам. Трудовой подвиг Горьковского трамвая в годы Великой Отечественной войны» (музей истории МП «Нижегородэлектротранс», заведующая музеем В.М. Купряхина).