Согласно части 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочные трудовые договоры заключаются в обязательном порядке, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Трудового кодекса. В частности, предусмотрено заключение срочного трудового договора в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Законодательство, регулирующее указанный вопрос, содержит следующие нормы.
Согласно части 2 ст.7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. При этом перечень наименований должностей определяется с учетом исторических и иных местных традиций.
Пункт 1 части 4 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
В соответствии с частью 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе заключать с работниками аппарата политической партии срочные трудовые договоры (контракты) на срок, не превышающий срока полномочий руководящих органов политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не содержит норм, предусматривающих заключение с работниками общественных объединений срочных трудовых договоров. Ст. 4 указанного закона предусматривает, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" также не содержит норм, предусматривающих заключение с работниками профсоюзов срочных трудовых договоров.
Таким образом, при решении рассматриваемого вопроса в отношении штатных работников профсоюзных организаций можно руководствоваться исключительно положениями Трудового кодекса РФ.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (отв. ред. Ю.П. Орловский, "КОНТРАКТ", 2019) содержит следующее разъяснение:
«При поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях, срок трудового договора устанавливается по соглашению сторон в пределах срока полномочий соответствующего выборного органа или должностного лица.
Следует отметить, что в данном случае говорится о работе, связанной с непосредственным обеспечением деятельности членов указанных органов или должностных лиц. Это означает, что не со всеми лицами, поступающими на работу в указанные выборные органы, может быть заключен срочный трудовой договор. Речь идет о договорах, заключаемых для выполнения такой работы, которая непосредственно направлена на обеспечение деятельности членов соответствующих выборных органов или должностных лиц (например, работа в качестве помощника, секретаря, советника губернатора; помощника, референта председателя партии).
Досрочное прекращение полномочий тех или иных органов или должностных лиц должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для обеспечения указанной деятельности.»
Из вышеизложенного следует, что:
- рассматриваемая работа направлена на непосредственное обеспечение деятельности конкретных физических лиц - членов избираемых органов или должностных лиц;
- трудовая функция, вменяемая работнику, должна содержать обязанности, связанные исключительно с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц, при определении трудовой функции можно руководствоваться положениями существующих профстандартов (например, п.3.4 «Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации» (помощник руководителя) профессионального стандарта "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией", утвержденного приказом Минтруда России от 06.05.2015 N 276н);
- в трудовую функцию лиц, принятых на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц общественной организации, не должны входить обязанности, не связанные со спецификой деятельности данной организации в качестве общественной, и реализующие функции любого юридического лица, в том числе присущие ему в силу законодательных предписаний (например, ведение кадровой работы, бухгалтерского учета, осуществление охраны труда работников и т.п.).
При этом срочный трудовой договор в общественной организации может быть заключен по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения с некоторыми категориями работников, предусмотренными частью второй ст. 59 Трудового кодекса РФ, в частности, с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера; с главными бухгалтерами организаций, с лицами, обучающимися по очной форме обучения; с лицами, поступающими на работу по совместительству.
Таким образом, заключение срочного трудового договора с лицами, выполняющими в профсоюзных организациях различных уровней оплачиваемую работу на выборных должностях, является обязательным, а с некоторыми категориями работников, указанными в части второй статьи 59 Трудового кодекса РФ, допускается только по соглашению сторон трудового договора.
Общественный совет работников юридических
служб профсоюзных организаций Нижегородской области