По инициативе НОСОП «Облсовпроф» 14 февраля 2017 года состоялось заседание Круглого стола на тему: « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан: проблемы и перспектива».
Его участниками были представители законодательной и исполнительной органов власти, областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и Правоохранительных органов, члены штаба регионального отделения ОНФ, Общественной палаты и Прокуратуры Нижегородской области, а также представители профсоюзных организаций, работающие ветераны труда и пенсионеры, средств массовой информации.
Обсуждаемые вопросы касались мер социальной поддержки Ветеранов труда, компенсационных выплат пенсионерам и перераспределения социальных выплат в связи с последними изменениями в областном законодательстве в отношении предоставления льгот и гарантий ветеранам труда в Нижегородской области.
В своем выступлении ведущий Круглого стола заместитель председателя Облсовпрофа М.Б. Орлов напомнил, что на протяжении ряда лет с 1995 года статус «Ветеран труда» и соответствующие льготы определялись на федеральном уровне. Это было удобно, т.к. каждый гражданин четко представлял порядок получения ветеранского удостоверения и знал, что государство ему гарантировало право на получение льгот за предпенсионные трудовые заслуги. Однако с принятием Федерального Закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ ситуация кардинально изменилась. Звание «Ветеран труда» стало присваиваться только на региональном уровне. Условия его получения определяли регионы, также они устанавливали размеры соответствующих выплат. Так, в Нижегородской области предоставлялись следующие льготы ветеранам труда:
- ежемесячная денежная выплата в размере 508 рублей;
- ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья и за предоставляемые коммунальные услуги, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Для пенсионеров, не имеющих льготного статуса, ежеквартально предоставлялась денежная компенсация за проезд в общественном транспорте в размере 600 рублей..
Следует отметить, что Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011г. № 698 утверждается Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда Нижегородской области» с правом на получение соответствующих льгот.
Первым предвестником возникших проблем в отношении предоставления льгот и гарантий ветеранам труда стал Закон Нижегородской области от 02.12.2015 года №170-З « О внесении изменений в статью 42 Закона Нижегородской области «О наградах и премиях Нижегородской области» и статьи 31 и 161 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов», где было установлено, что предоставление мер социальной поддержки — ежемесячных денежных выплат и компенсаций на оплату ЖКУ указанной категории граждан осуществляется с учетом критериев нуждаемости. В качестве критерия нуждаемости был установлен доход пенсионеров, не превышающий величину среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, на тот момент — 28 тыс. рублей. При этом данный критерий не применялся в отношении «Ветерана труда» федерального уровня.
Естественно это привело к уменьшению численности категорий граждан, имевших ранее право на предоставление мер социальной поддержки.
В целях минимизации социальных потерь и рисков Облсовпроф предложил Законодательному Собранию некоторые варианты смягчения ситуации:
- отметить в тексте областного Закона, что используя в критериях оценки «самодостаточности» потенциальных получателей льгот статистические данные о величине среднедушевого денежного дохода граждан, данный социальный индикатор будет скорректирован с учетом сложившегося за год коэффициента инфляции;
- рассмотреть возможность:
дифференцированного подхода к установлению процента ставки компенсаций по линии оплаты ЖКУ (например: 50 % и 30%)
или сохранение только одного вида льгот для граждан, доходы которых превышают определенную Законом величину.
К сожалению предложения не были приняты во внимание, больше того, принимается новый Закон Нижегородской области от 15.12.2016г. № 169-З «О внесении изменений в статьи 16 и 161 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов» и статью 1 Закона Нижегородской области «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан», которым установлено, что меры социальной поддержки предоставляются при условии, что доход ветеранов труда регионального и федерального уровня, а также пенсионеров без льготного статуса, не превышает 20 тыс.рублей.
Если ранее Закон № 170-З от 02.12.2015г. в большей степени учитывал потребности и интересы «Ветеранов труда» и пенсионеров, то в сегодняшней редакции ( с дополнительной статьей о компенсационных выплатах за проезд) он практически лишает всех работающих «Ветеранов труда» и пенсионеров льгот и компенсаций за прежние трудовые заслуги.
Учитывая негативное восприятие значительной части населения к данному Закону Облсовпроф предложил Областному Законодательному Собранию еще раз вернуться к рассмотрению данного вопроса. Одним из вариантов снятия социальной напряженности предлагалось:
- повысить пороговое значение критерия нуждаемости. Наиболее приемлемый научно и статистически обоснованный индикатор — сложившийся в регионе уровень среднедушевого денежного дохода населения на сегодня это 30.611 рублей;
- отменить применение критерия нуждаемости для отдельных категорий граждан при предоставлении ежеквартальной компенсации на проезд.
В своих выступлениях присутствующие ветераны труда отмечали, что деление пенсионеров на «нуждающихся» и «ненуждающихся» подрывают престиж почетного звания «Ветеран труда» и расценивается, как отмена льгот за многолетний, добросовестный труд в предпенсионный период, которые должны действовать, как и само звание, бессрочно.
Из выступления Председателя комитета по социальным вопросам ОЗС Н.М. Хафизова прозвучало, что введение критерия нуждаемости вызвано необходимостью усиления принципов адресности и направлено на совершенствование механизмов социальной поддержки отдельных категорий граждан и рекомендовано на уровне Федерации. Отмечалось, также, что исходя из практики реализации действующего законодательства в дальнейшем возможно рассмотрение вопросов о внесении изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области.
По итогам Круглого стола направлено письмо в ФНПР с предложением в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений провести переговоры по установлению минимально возможного уровня нуждаемости на государственном уровне. Как вариант, таковым показателем может стать общепризнанный социально-экономический индикатор: среднедушевой доход населения региона, сложившийся за определенный период.
Учитывая, что последние изменения в региональном законодательстве в отношении предоставления льгот и компенсаций ветеранам труда являются социально значимыми и затрагивают интересы значительной части населения области также направлено письмо в Общественную палату Нижегородской области с предложение рассмотреть возможность обсуждения данных проблем на заседании Общественной палаты.
Кроме этого стало известно, что состоялось заседание комитета по социальным вопросам ОЗС, который поручил Министерству социальной политики Нижегородской области предоставить данные о промежуточных итогах реализации Закона и депутаты Постоянной комиссии по социальной политике городской Думы Нижнего Новгорода готовят обращение в Законодательное Собрание Нижегородской области с предложением рассмотреть вопрос об изменении регионального критерия нуждаемости в сторону его увеличения.