На информационно-правовых порталах распространены письма Минтруда России, согласно которым «трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда»
ФНПР считает, что в данных выводах Минтрудом России не учтены правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 7 декабря 2017 года № 38-П.
Конституционный Суд неоднократно констатировал, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение именно трудовых обязанностей. Иными словами, по своей правовой природе МРОТ является не чем иным, как минимально допустимой нижней планкой вознаграждения за труд, устанавливаемой специальным федеральным законом.
В письмах Минтруда России допущена подмена понятий: структуры заработной платы и систем оплаты труда. Вознаграждение за труд как основная составляющая в структуре зарплаты выражено в виде тарифных ставок и окладов в системе оплаты труда. Поскольку в Конституции РФ провозглашено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, размеры тарифных ставок и окладов не могут быть ниже величины МРОТ. То есть, на сегодняшний день, 11 163 рублей в месяц.
В ФНПР разработан законопроект, который в свете реализации соответствующих положений Постановления Конституционного суда будет внесен в Государственную Думу депутатами межфракционной группы «Солидарность» с целью закрепления соответствующих изменений в Трудовом кодексе РФ.
Департамент общественных связей ФНПР