18 июня 2018 года состоялось расширенное заседание Совета Нижегородского областного союза организаций профсоюзов «Облсовпроф», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- о принятии Заявления Совета НОСОП «Облсовпроф» в связи с предложениями Правительства РФ об увеличении возраста выхода на пенсию с 2019 года;
- об основных положениях бюджета Нижегородской области на 2018 год.
Члены Совета и участники заседания приняли решение поддержать позицию ФНПР о преждевременности повышения пенсионного возраста в Российской Федерации, были единогласны в том, что повышение пенсионного возраста приведет к ряду негативных последствий, социальных проблем и рисков. Предлагаемые Правительством РФ нововведения в сфере пенсионного законодательства нуждаются в серьезной проработке, рассмотрении и одобрении всеми сторонами социального партнерства в формате Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Участники высказали свое мнение и добавления к проекту Заявления Совета НОСОП «Облсовпроф» в связи с предложениями Правительства РФ об увеличении возраста выхода на пенсию с 2019 года. По результатам обсуждения было принято решение направить текст Заявления в ФНПР, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представителям в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Нижегородской области и депутатам Законодательного Собрания Нижегородской области, Общественную палату Нижегородской области, региональное отделение ОНФ, региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, РОР «НИЖЕГОРОДСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»
З А Я В Л Е Н И Е
Нижегородского областного союза организаций профсоюзов «Облсовпроф»
в связи с предложениями Правительства Российской Федерации
об увеличении возраста выхода на пенсию с 2019 года
Предлагаемые инициативы Правительства РФ вступают в противоречие с задачами, поставленными Президентом России В.В.Путиным в «майском» Указе № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», по которому повышение продолжительности жизни планируется обеспечить к 2024 году, а значит, инициирование вопроса изменения условий выхода на пенсию с 2019 года, как минимум, преждевременно.
В сегодняшней ситуации действия Правительства РФ должны быть, прежде всего, направлены на прорывной рост экономики, вывод ее из «тени», легализацию трудовых отношений, улучшение качества жизни населения и увеличение ее продуктивной и здоровой продолжительности.
Среднесписочная численность наемных работников в Российской Федерации – 43 миллиона человек, то есть это число тех людей, кто регулярно осуществляет отчисления в Пенсионный фонд. По подсчётам экспертов порядка 15 млн. россиян по сей день работают по «чёрным», либо по «серым» схемам. То есть, либо вообще не платят взносов в Пенсионный фонд, либо платят на порядок меньше, чем должны.
Работать после выхода на пенсию продолжают сегодня лишь около трети пожилых людей. И многие – не из-за любви к труду, а просто потому, что иначе не смогут вести хотя бы приемлемый образ жизни. Принуждение пожилых людей к труду (коим, по сути, станет повышение пенсионного возраста) приведёт к ухудшению их здоровья. При этом вырастут реальные расходы на медицинское обслуживание и выплату различных пособий.
Повышение пенсионного возраста приведет к ряду негативных последствий и социальных проблем, таких как: рост безработицы и усугубление конфликта поколений; рост неформальной занятости и теневых выплат заработной платы.
Особо следует отметить, что высокие европейские пенсии обусловлены не поздним выходом на пенсию, а достойными зарплатами и добровольной накопительной системой.
Разговор о пенсионном возрасте можно заводить, только если этот возраст повышают в добровольном порядке: хочешь – работай и увеличивай пенсию, а хочешь – уходи сейчас.
Такого выбора нет ни в одном из рассматриваемых вариантов реформирования пенсионной системы.
На сегодня существуют объективные резервы для стабилизации финансового положения Пенсионного фонда и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан:
- легализация «серого» сегмента рынка труда;
- увеличение заработной платы работников;
- введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц;
- отмена дополнительных преференций при назначении пенсий для государственных служащих;
- введение государственной монополии на производство алкогольной продукции.
Нижегородский областной союз организаций профсоюзов считает, что предлагаемые Правительством РФ нововведения в сфере пенсионного законодательства нуждаются в серьезной проработке, рассмотрении и одобрении гражданским сообществом и всеми сторонами социального партнерства.
Поддерживая предложения сторон социального партнерства, обозначенные в ходе обсуждения на Российской трехсторонней комиссии от 16.06.2018 г., считаем необходимым:
- на заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в июле 2018 г. Правительству РФ представить актуарные расчеты и детальные статистические показатели, которые легли в основу законопроекта и подтверждали бы сбалансированность пенсионной системы, а также оценить бюджетные расходы на минимизацию социальных потерь и рисков.
- провести обсуждение законопроекта об изменениях в пенсионной системе с привлечением широкого круга представителей НКО в региональных общественных палатах;
Учитывая выше изложенное, считаем необходимым снять с рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, представленный Правительством РФ, об изменениях в пенсионной системе.