С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в КоАП РФ.
Президент России Владимир Путин одобрил поправки в федеральный закон о торговле 4 июля. В настоящее время подписанный главой государства документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
По новым правилам, торговые сети должны будут заключать новые договоры поставки сразу после вступления в силу поправок, а также обновить все старые договоры до января 2017 года.
Принятые Госдумой поправки в закон о торговле предусматривают ограничение ретро-бонуса, то есть премии торговым сетям. С поставщика товаров торговая сеть теперь не сможет получить более 5% от цены. По данным «Российской газеты», в эту сумму будет включена плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. При расчете бонуса не учитывается сумма НДС, предъявляемая поставщиком ритейлеру, а в отношении подакцизных товаров - не учитывается сумма акциза.
Кроме того, законопроект ограничивает сроки оплаты поставленных товаров. Так, продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 8 дней с момента приемки, товары со сроком годности от 10 до 30 дней - не позднее 25 дней с момента приемки, а товары со сроком годности свыше 30 дней, включая российский алкоголь, подлежат оплате в срок не позднее 40 дней.
Поправки также предусматривают увеличение штрафов за нарушение законодательства. Так, нарушение порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – от 2 000 000 до 5 000 000 рублей. Такой же штраф получит торговая сеть за превышение размера вознаграждения.
Поправки также предусматривают ограничение дополнительных платежей сетям со стороны поставщиков, например, за изменение ассортимента продовольственных товаров. Введены и ряд запретов, которые дают одинаковые условия для всех поставщиков.