Богата история древнего города на Волге Городца. Его жители вписали не одну героическую страницу в летопись Великой Отечественной войны как боевыми, так и подвигами в тылу. Городчане и сегодня помнят и чтят героев боевых сражений, так и простых граждан, которые тоже помогали фронту, работая на армию, выполняя военный заказ. Тогда на заводы города вместо ушедших на фронт квалифицированных рабочих пришли пенсионеры и подростки. Яркий тому пример – движение трудовых комсомольско-молодежных бригад. Наиболее известна тогда была бригада Олега Калинина с механического завода (сегодня Судоремонтно-механический). Это она выполняла заказ с фронта – обрабатывала снаряды М-18 к легендарным «Катюшам». Так же завод выпускал аэросани, делал корпуса мин. Вот как вспоминает свое военное лихолетье член этой бригады тогдашняя восьмиклассница, сегодняшний ветеран, участник тыла Елизавета Федоровна Разживина:
- Горько вспоминать те страшные, голодные и холодные годы. Война ворвалась в наши жизни, когда нам было по 15 – 16 лет. По детской наивности думали, что будем учиться в 9-ом классе. 1 сентября, как обычно, собрались на школьном дворе, но … наших мальчиков по повесткам отправили в военные училища, а нас, девчонок, - на рытье окопов в Пурих, что под Чкаловском. Так началась наша тыловая юность. Окопы рыли сентябрь, октябрь, ноябрь. Когда же земля окончательно промерзла, и долбить ее не было сил, нас отправили по домам.
Помню, возвращались в Городец пешком. Город жил напряженно. С фронта приходили тревожные вести. Многие мои одноклассницы работали на заводах. В 42-ом на механический завод пришла и я. Тогда завод полностью работал на фронт. Выпускали снаряды, делали корпуса мин, аэросани. Меня поставили на обработку снарядов для «Катюши». Работали по 12 часов, по две смены. За смену надо было обработать 50 снарядов. Заготовка каждого весила 40 килограмм. А после смены оставались и отгружали готовые снаряды, разгружали заготовки. Было очень тяжело. Болело все – руки, ноги, спина. Иногда казалось, что еще шаг, движение – и я не поднимусь. Но все мы понимали – там, на фронте наши бойцы ждут эти снаряды. Они нужны там как хлеб, как воздух. И эти мысли давали силы. Тогда, помниться, к известной песне о девушке присоединили куплет:
« Пусть фриц помнит девушку Катюшу.
Пусть услышит, как она поет.
Из врагов вытряхивает душу,
а своим отвагу придает» .
Вот так и жили, и трудились, и ждали, ждали победу.
Да, тяжело было все это переживать. Особенно страшно было в ночные смены, когда вражеские самолеты, отбомбив Автозавод, возвращались назад. И, хотя, все заводские окна были замаскированы, страх не покидал нас.
Дисциплина была жесткой, труд тяжелым. Но когда мы сегодня собираемся вместе, с большой теплотой вспоминаем нашего директора Алексея Алексеевича Курочкина – строгого, но справедливого. Он очень заботился и переживал за нас всех. В городе тогда хлеб давали по норме – 200 грамм. Нам на заводе выдавали по 600. К тому же на заводе было организовано подсобное хозяйство, которое обеспечивало заводскую столовую продуктами. А нас столовая кормила обедами бесплатно.
Вот так, на заводе и дождалась победы. Началась другая, мирная жизнь. Я поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. И все у меня сложилось – дружная крепкая семья, хорошие дети, шестеро внуков, четверо правнуков. Чего еще желать? Только бы небо было мирным. Только бы дети наши, внуки не знали, что такое война.