«Нижегородкурорт» в годы войны

 

«Нижегородкурорт» в годы войны.

(рассказывает Георгий Константинович Лоскутов, ветеран труда, сын бывшего заместителя Управления госпиталями ВЦСПС по Горьковской и Кировской областям Лоскутова Константина Георгиевича)

- Взяться за перо заставила память об отце, который на протяжении всего военного лихолетья участвовал в организации на базе санаторно-курортного комплекса ВЦСПС в Горьковской области тыловых эвакуационных госпиталей для бойцов и офицерского состава Советской Армии. В основе моего рассказа лежат официальные архивные документы. С этими документами вместе с руководителями нынешнего «Нижегородкурорта» работаем и по сей день. Итак, как это было?

- С начала Великой отечественной войны, буквально, с первых ее месяцев развернулась активная работа по формированию тыловых эвакуационных госпиталей (ЭГ). Основная их часть была создана органами здравоохранения и ВЦСПС (Всероссийский Центральный Совет профессиональных союзов, сегодняшняя ФНПР).

Как известно, война началась во время летнего сезона, когда загородный отдых детей, которым занимались профсоюзы, был в полном разгаре. Секретариат ВЦСПС 1 июля 1941 года издает постановление о передаче своих домов отдыха детям. Там срочно стали размещаться дети из пионерских лагерей, детских домов, учащиеся школ, детские сады и ясли. Санатории же предназначались для специальных целей военного ведомства. А в конце августа сорок первого Секретариат ВЦСПС принимает новое постановление «О передаче домов отдыха из ведения профсоюзов в распоряжение Областного Управления госпиталей ВЦСПС». Таким образом дома отдыха и санатории были официально преобразованы в эвакогоспитали, за работу которых отвечало Управление госпиталями ВЦСПС по Горьковской и Кировской областям (Горьковское Управление). Начальником Управления был назначен Радайкович Д.М. До конца войны главным хирургом работал профессор Цимхес Иосиф Лазаревич. Всего на базе домов отдыха и санаториев было развернуто десять эвакогоспиталей, из них два – на базе санаториев. Каждому госпиталю был присвоен номер воинской части. В нашей области госпитали размещались  в Борском, Выксунском, Горбатовском, Городецком и др. районах.

11 июля 1941 года в только что организованные госпитали стали поступать первые раненые. Тогда для более качественной организации работы госпиталей постановлением ЦК ВКПБ был создан Всесоюзный Комитет помощи раненым. Эта организация мобилизировала усилия общественности, предприятий, учреждений для помощи госпиталям. Особо важные задачи в организации и работе госпиталей решал Совет народных комиссаров и Государственный комитет обороны. Вся организационная, методическая работа, руководство лечебным процессом, содержание личного состава госпиталей возлагались на Наркомздрав СССР. Сотрудники же санаториев, домов отдыха Горьковского УДОСа  ВЦСПС были мобилизированы и в качестве вольнонаемных Красной Армии служили при госпиталях.

- В декабре сорок первого, к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой, ЭГ Горьковского Управления входили в состав госпитальной базы Западного фронта, командующим которым был Георгий Константинович Жуков.

К этому времени организационный этап по созданию госпитализационной системы был завершен, но серьезные проблемы в ее работе, конечно же, оставались. Взять хотя бы материальную базу: практически, все дома отдыха не были приспособлены для работы в качестве эвакогоспиталей, медицинских учреждений, т.к. большинство их состояло из деревянных построек, домиков дачного летнего типа. Поэтому в зимнее время раненых размещали в отапливаемых столовых, клубах. Сотрудники ЭГ срочно учились класть печи в холодных зданиях, вставлять двойные рамы, утеплять полы, двери, стены, потолки, строили бани, жаровни и дезкамеры. Канализации тоже не было, воду брали из колодцев, отапливались печками. Остро стоял транспортный вопрос. Надо было подвозить раненых бойцов, привозить дрова, продукты, медицинский материал. Особенно тяжелой была первая военная зима – 1 – грузовые машины, работающие на бензине, которого, практически, не было. Спасение – лошадки, но их тоже было недостаточно. Истощенные лошади зачастую, чтобы доставить продукты в госпиталь, преодолевали по заснеженным дорогам по 70 – 80 километров в сутки. Позже автомобили с бензиновыми двигателями стали переделывать на газогенераторные. Но все преодолели, выдержали, и госпитали Управления Горьковской и Кировской областей в кратчайшие сроки смогли и принимать, и лечить, и возвращать в строй раненых бойцов и командиров Красной Армии.

В начале эвакогоспитали Горьковского Управления имели профиль средне-хирургический, а с сорок третьего и до конца войны – общехирургический, некоторые – специолизированный (для раненых в грудную клетку), туберкулезный. За годы войны изменения в структуре госпитальной системы происходили часто, но стабильность сохранялась. К концу войны в ведении Управления госпиталями ВЦСПС по Горьковской и Кировской областям работали восемь эвакогоспиталей. В госпиталях, созданных на базе Домов отдыха и санаториев уже работали оборудованные лаборатории, операционные, перевязочные, рентгеновские и физиотерапевтические кабинеты. За годы войны были спасены тысячи солдатских жизней, сотни бойцов возвращены в строй. Конечно, любое лечение не было бы эффективным, если боец не до сыта накормлен, не по сезону обут, одет. Не случайно в апреле сорок второго приказом по Управлению подсобное хозяйство «Зеленый город» передается на самостоятельный баланс с подчинением Управлению госпиталями ВЦСПС по Горьковской и Кировской областям. Начальником этого хозяйства и был мой отец – Константин Георгиевич. Позже его назначат заместителем начальника эвакогоспиталя 4065 по административной работе, и в феврале сорок пятого он становится заместителем начальника Управления госпиталями по Горьковской и Кировской областям. Продовольственное обеспечение, хозяйственное, материальное, одним словом – жизнеобеспечение госпиталей лежало  на его совести. И он посвятил этой работе все военные годы вплоть до ноября сорок пятого.

 Для справки: думаю, не безинтересно знать, что начиная с 43-го года при ЭГ развертывались пионерские лагеря, медицинский персонал госпиталей обследовал детей, контролировал санитарное состояние лагерей. И как ни парадоксально, после окончания войны ЭГ снова превращались в санатории, дома отдыха, более оснащенные, оборудованные по сравнению с довоенным уровнем. К началу сорок шестого в стране уже работали 149 санаториев, 210 Домов отдыха профсоюзов. При этом две трети здравниц все еще находились под эвакогоспиталями. И здравницы Горьковского УДОСа тоже постепенно возвращались к мирной жизни, продолжая развиваться и совершенствовать свою работу.